Использование материалов
краеведения и активизация познавательной деятельности учащихся на уроках
истории.
(Обмен опытом.
Выступление на секционном занятии учителей района.).
Школьное краеведение переживает сейчас
период подъёма, крепнет, совершенствует свои формы и методы. Развитие и
жизнеспособность школьного исторического краеведения определяются его особой
ролью в учебно–воспитательном процессе. Прежде всего, необходимо помнить о
значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к
Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для
того чтобы по – настоящему полюбить свой
край, нужно хорошо его знать.
Один из основных источников чувства
гражданственности – память о прошлом. Знание трудовых и ратных подвигов своих
предков, земляков, односельчан делает человека богаче в духовном отношении,
способствует выработке активной жизненной позиции.
Например, в нашей школе краеведческая
работа ведётся согласованно с программой курса по истории России. Современная
дидактика придает исключительное значение работе на уроке с историческими
источниками. Использование экспонатов музеев в обучении вызывает интерес
учащихся, создает положительный эмоциональный фон.
Между тем работа с вещественными
источниками помогает решать задачи
социального воспитания школьников, позволяя им в доступной форме
усваивать социальный опыт прежних поколений, проявлять активность и
взаимодействовать между собой. Дети в этом случае имеют возможность изучать
историю, не только слушая учителя и разглядывая иллюстрации в учебнике, но и непосредственно
осязая предмет и, таким образом, определяя его характерные черты и полезность.
Использование музейных экспонатов на уроке может помочь оптимизировать работу с
историческими понятиями, ведь многие слова – это своеобразные ловушки.
На своих уроках я использую различные
экспонаты из музея школы. Сначала изучается физическая характеристика предмета.
Следует обратить внимание на эстетическую сторону: насколько привлекательным
выглядит предмет и в чем это выражается.
Работа с вещественными источниками
позволяет школьникам судить о занятиях, об особенностях быта, о традициях наших
предков, иногда может дать ключ к пониманию социальных отношений.
Необходимым элементом урока является
привитие интереса учащихся к предмету. Каждый урок темы « первобытнообщинный
строй в истории человечества» заставляет учащегося быть охотниками на диких
зверей, изготовлять орудия труда, получать огонь ручными способами. При
изучении темы учащиеся получают задание
изготовить
элементы одежды и украшений первобытного
человека (бусы, платье, обувь, кусочек шкуры), подготовить сцены жизни
первобытных людей.
Одной из наиболее доступных
увлекательных форм приобщения школьников к исследовательской работе, способом
мотивации познавательной деятельности учеников является изучение ими истории
семьи. Рассказы и воспоминания родных –
живых свидетелей, очевидцев и участников событий – оживляют историю, приближают
её к ребёнку. Занимаюсь этой работой более десяти лет. В последние 5 лет в
школе проводилась операция «Поиск». Учащиеся занимались поисковой работой,
составляли рефераты. В процессе составления родословной школьники обращаются к
семейным архивам. Изучение истории семьи осуществляется в рамках
дополнительного образования. Составлена программа «Мой колхоз в прошлом,
настоящем и в будущем». Накопленный учениками и их родителями материал заложен
в компьютер школы, используется при изучении истории ХХ столетия. К различным
темам в качестве опережающих домашних заданий предлагаю ученикам подготовить
краткие сообщения, а также привлечь старшее поколение к заполнению анкет,
содержание которых затем использую на уроках. Анкетирование проводится по
различной тематике.
Тематика анкетирования
К урокам по теме «Великая Отечественная война» предлагаю
ответить на вопросы:
1. Кто из родных воевал(в составе каких
фронтов, в каких событиях участвовал, каких наград был удостоен)?
2. Кто из родных работал в тылу? В чем
заключалась их работа?
3. Как в дальнейшем сложилась их судьба?
4. В каких условиях сегодня военное
поколение?
К уроку по теме «Жизнь и быт советских людей в первые
послевоенные годы» рекомендую учащимся расспросить бабушек и дедушек:
1. Как они оценивают свой личный вклад в
возрождение послевоенной страны? В чем он проявился?
2. В каких общественных начинаниях они
принимали участие?
3. Какую зарплату они получали в конце
1940 – начале 1950-х гг.? Как она соотносилась с ценами на продукты питания и
промышленную продукцию?
4. Как и в связи с чем изменились
жилищные условия ваших родных в это время?
К уроку «СССР в 1953-1964гг.» предлагаю задания:
1. На основе воспоминаний и рассказов
Ваших родных попытайтесь сформулировать характерные черты и противоречия жизни народа во второй половине 1950- первой
половине 1960гг.
2. Как и в связи с чем изменилась жизнь
людей в сравнении с предшествующим периодом? Какие перемены в семье были
наиболее значимыми? Почему? Как Ваши родные воспринимали происходившие
изменения в те годы?
3. Каково было отношение Ваших родных к
идее быстрого построения коммунизма? Считали ли они, что эту идею возможно
реализовать? На чем были основаны их мнения по этому поводу?
4. Какие книги, пластинки, предметы
быта, приобретенные в те годы, сохранились в Вашем доме? Какие из них
продолжают вызывать интерес и сегодня? Как Вы думаете, почему?
К уроку « От застоя к перестройке» предлагаю учащимся с помощью родителей
заполнить следующие анкеты:
1. Где и кем работали Ваши родные?
2. В каких условиях жили Ваши семьи в
1970- начале 80гг.?
3. Какие крупные и памятные покупки были
совершены в эти годы?
4. Какие телепередачи Вашим близким
наиболее запомнились?
5. Какие фильмы, эстрадные программы,
артисты были популярны тогда?
К уроку «Политическое развитие страны в 1985-1991гг» предлагаю ученикам
побеседовать с родителями по вопросам:
1. Расспросите родных об их отношениях
к внутриполитической жизни во второй половине 1980-х гг., что изменилось по
сравнению с застоем? Почему, в отличие от 25 и 26 съездов партии, 19
партконференция, 1 съезд народных депутатов вызвали столь пристальное внимание
людей?
2. Каковы впечатления Ваших родных о
М.С.Горбачеве? Какие его качества, поступки, высказывания вызывали всеобщие
симпатии?
3. Какие важные для Вашей семьи
события произошли в середине 1980-х – начале 1990-х гг.?
4. Как Ваши родные относятся к
гласности? Требует ли гласность каких-либо ограничений?
В ходе изучения истории семьи укрепляются
психологические контакты детей и родителей, родителей и учителей, педагогика
сотрудничества приобретает реальные очертания. А главное – происходит передача
из поколения в поколение традиций, нравственных ценностей, толерантности,
позитивного исторического опыта. Это важно, как отмечал Н.М.Карамзин: «Мудрость человеческая имеет нужду в опыте,
а жизнь кратковременна».
|