Сайт учителя истории Тарасова А.В.
Пятница, 26.04.2024, 16:40
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 628
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ.

Тарасов А.В Учитель истории Михайловская  СОШ Бугурусланский район Оренбургская область.                 

Проблемы с успеваемостью присущи учащимся  любого  возраста, но в подростковом они проявляются ярче и нагляднее. Зачастую это связано не только и не столько  с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью в обучении. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внут­ренние мотивы. К  внутренним мотивам  относятся: 1)    собственное развитие в процессе учения; 2) действие с другими и для других; 3) познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации. Еще более насыщены внешними моментами следующие мотивы: 1)    учеба как вынужденное поведение; 2) процесс учебы как привычное функционирование; 3) учеба ради лидерства и престижа; 4) стремление оказаться в центре внимания. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах уче­бы ради материального вознаграждения и избежания неудач. Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса мотивации учения.   Как изучить мотивацию учеников? По мнению А.К. Марковой, наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации являются: • наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за учебной, общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения школьников; • результаты этих наблюдений фиксируются в дневниках учителя, в педагогических характеристиках; •   использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде контрольной работы, заданий классного руководителя на классном часе; •  индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика; • анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал в нескольких классах, школах об отношении школьников к учению. Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное показатели сформированности учебной деятельности школьников. Работу по изучению возможностей ребенка и созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно: 1-й этап – сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности); 2-й этап – диагностика; 3-й этап – сопоставление полученных данных и определение возможных причин  школьной   неуспеваемости; 4-й этап – выбор средств   для совершенствования учебной деятельности. Также для определения путей формирования учебной мотивации полезно будет изучить отношение учащихся к учебным предметам. Для этого можно воспользоваться анкетами для определения мотивации. Предлагаем приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:   прежде всего надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему; подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку; формированию учебной мотивации способствуют занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры; контроль используется как средство мотивации учащихся. В нашей школе в каждом классе в течение года проводятся административные работы: входной контроль на определение уровня обучаемости по каждому предмету, промежуточный и итоговый (выходной) контроль. Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей. В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др. Исследования, посвященные рассматриваемому вопросу, говорят о том, что оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность. Все исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.

Категория: Мои статьи | Добавил: batakamp (19.04.2010)
Просмотров: 2216 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Прогноз погоды
GISMETEO: Погода по г.Бугуруслан
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Сайт Тарасова Алексея Владимировича
Конструктор сайтов - uCoz