ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ
УЧЕНИЯ.
Тарасов А.В
Учитель истории
Михайловская СОШ
Бугурусланский район
Оренбургская область.
Проблемы с успеваемостью присущи учащимся любого
возраста, но в подростковом они проявляются ярче и нагляднее. Зачастую это связано
не только и не столько с
работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким
падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того,
чтобы бороться с неуспешностью в обучении.
В системе учебных
мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.
К внутренним
мотивам относятся:
1) собственное развитие в
процессе учения;
2) действие с другими и для
других;
3)
познание
нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей
жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц,
являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже
нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.
Еще
более насыщены внешними моментами следующие мотивы:
1) учеба как вынужденное
поведение;
2) процесс учебы как привычное
функционирование;
3) учеба ради лидерства и
престижа;
4) стремление оказаться в
центре внимания.
Наиболее
резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального
вознаграждения и избежания неудач.
Одной из основных задач учителя является повышение
в структуре мотивации учащегося удельного веса мотивации учения.
Как изучить мотивацию учеников? По мнению А.К.
Марковой, наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации являются:
• наблюдение
за поведением учеников во время урока и вне его, за учебной, общественно
полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения
школьников;
• результаты этих наблюдений фиксируются в дневниках
учителя, в педагогических характеристиках;
• использование ряда специально подобранных ситуаций (их
можно назвать экспериментальными
педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход
учебного процесса в виде контрольной работы, заданий классного руководителя на
классном часе;
• индивидуальная
беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о
мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;
• анкетирование,
помогающее довольно быстро собрать массовый материал в нескольких классах,
школах об отношении школьников к учению.
Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень
реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели
школьной успеваемости, посещаемости и главное показатели сформированности
учебной деятельности школьников.
Работу по изучению возможностей ребенка
и созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно:
1-й
этап – сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведением на
уроке и во внеурочной деятельности);
2-й
этап – диагностика;
3-й
этап – сопоставление полученных данных и определение возможных причин школьной неуспеваемости;
4-й
этап – выбор средств для совершенствования учебной
деятельности.
Также для определения путей формирования
учебной мотивации полезно будет изучить отношение учащихся к учебным предметам.
Для этого можно воспользоваться анкетами для определения мотивации.
Предлагаем приемы деятельности учителя,
которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации
учения:
прежде
всего надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной
деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;
подробно
обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны
ученикам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении
уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;
формированию
учебной мотивации способствуют занимательность изложения, эмоциональность
речи учителя, познавательные игры;
контроль
используется как средство мотивации учащихся.
В нашей школе в каждом классе в течение
года проводятся административные работы: входной контроль на определение уровня
обучаемости по каждому предмету, промежуточный и итоговый (выходной) контроль. Зная тип мотивации, учитель может
создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если
это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания
могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего,
создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация,
связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация
о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов,
проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения,
важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и
самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для
проявления их способностей.
В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение
мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например,
стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в
процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.
Исследования, посвященные рассматриваемому вопросу,
говорят о том, что оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные
подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность. Все
исследователи приходят к выводу, что этими воздействиями следует пользоваться
очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так
как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при
длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других
особенностей личности.
|