Сайт учителя истории Тарасова А.В.
Суббота, 26.05.2018, 20:21
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 625
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории

Использование материалов краеведения и активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории.

         (Обмен опытом. Выступление на секционном занятии учителей района.).

      Школьное краеведение переживает сейчас период подъёма, крепнет, совершенствует свои формы и методы. Развитие и жизнеспособность школьного исторического краеведения определяются его особой ролью в учебно–воспитательном процессе. Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того чтобы по – настоящему  полюбить свой край, нужно хорошо его знать.

    Один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом. Знание трудовых и ратных подвигов своих предков, земляков, односельчан делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции.

     Например, в нашей школе краеведческая работа ведётся согласованно с программой курса по истории России. Современная дидактика придает исключительное значение работе на уроке с историческими источниками. Использование экспонатов музеев в обучении вызывает интерес учащихся, создает положительный эмоциональный фон.

      Между тем работа с вещественными источниками помогает решать задачи      социального воспитания школьников, позволяя им в доступной форме усваивать социальный опыт прежних поколений, проявлять активность и взаимодействовать между собой. Дети в этом случае имеют возможность изучать историю, не только слушая учителя и разглядывая иллюстрации в учебнике, но и непосредственно осязая предмет и, таким образом, определяя его характерные черты и полезность. Использование музейных экспонатов на уроке может помочь оптимизировать работу с историческими понятиями, ведь многие слова – это своеобразные ловушки.

        На своих уроках я использую различные экспонаты из музея школы. Сначала изучается физическая характеристика предмета. Следует обратить внимание на эстетическую сторону: насколько привлекательным выглядит предмет и в чем это выражается.

       Работа с вещественными источниками позволяет школьникам судить о занятиях, об особенностях быта, о традициях наших предков, иногда может дать ключ к пониманию социальных отношений.

       Необходимым элементом урока является привитие интереса учащихся к предмету. Каждый урок темы « первобытнообщинный строй в истории человечества» заставляет учащегося быть охотниками на диких зверей, изготовлять орудия труда, получать огонь ручными способами. При изучении темы учащиеся получают задание

 

изготовить элементы  одежды и украшений первобытного человека (бусы, платье, обувь, кусочек шкуры), подготовить сцены жизни первобытных людей.

       Одной из наиболее доступных увлекательных форм приобщения школьников к исследовательской работе, способом мотивации познавательной деятельности учеников является изучение ими истории семьи. Рассказы и воспоминания  родных – живых свидетелей, очевидцев и участников событий – оживляют историю, приближают её к ребёнку. Занимаюсь этой работой более десяти лет. В последние 5 лет в школе проводилась операция «Поиск». Учащиеся занимались поисковой работой, составляли рефераты. В процессе составления родословной школьники обращаются к семейным архивам. Изучение истории семьи осуществляется в рамках дополнительного образования. Составлена программа «Мой колхоз в прошлом, настоящем и в будущем». Накопленный учениками и их родителями материал заложен в компьютер школы, используется при изучении истории ХХ столетия. К различным темам в качестве опережающих домашних заданий предлагаю ученикам подготовить краткие сообщения, а также привлечь старшее поколение к заполнению анкет, содержание которых затем использую на уроках. Анкетирование проводится по различной тематике.

Тематика анкетирования

К урокам по теме «Великая Отечественная война» предлагаю ответить на вопросы:

     1. Кто из родных воевал(в составе каких фронтов, в каких событиях участвовал, каких наград был удостоен)?

     2. Кто из родных работал в тылу? В чем заключалась их работа?

     3. Как в дальнейшем сложилась их судьба?

     4. В каких условиях сегодня военное поколение?

 К уроку по теме «Жизнь и быт советских людей в первые послевоенные годы» рекомендую учащимся расспросить бабушек и дедушек:

     1. Как они оценивают свой личный вклад в возрождение послевоенной страны? В чем он проявился?

     2. В каких общественных начинаниях они принимали участие?

     3. Какую зарплату они получали в конце 1940 – начале 1950-х гг.? Как она соотносилась с ценами на продукты питания и промышленную продукцию?

      4. Как и в связи с чем изменились жилищные условия ваших родных в это время?

 

К уроку «СССР в 1953-1964гг.» предлагаю задания:

     1. На основе воспоминаний и рассказов Ваших родных попытайтесь сформулировать характерные черты и противоречия  жизни народа во второй половине 1950- первой половине 1960гг.

     2. Как и в связи с чем изменилась жизнь людей в сравнении с предшествующим периодом? Какие перемены в семье были наиболее значимыми? Почему? Как Ваши родные воспринимали происходившие изменения в те годы?

      3. Каково было отношение Ваших родных к идее быстрого построения коммунизма? Считали ли они, что эту идею возможно реализовать? На чем были основаны их мнения по этому поводу?

       4. Какие книги, пластинки, предметы быта, приобретенные в те годы, сохранились в Вашем доме? Какие из них продолжают вызывать интерес и сегодня? Как Вы думаете, почему?

 

К уроку « От застоя к перестройке» предлагаю учащимся с помощью родителей заполнить следующие анкеты:

       1. Где и кем работали Ваши родные?

       2. В каких условиях жили Ваши семьи в 1970- начале 80гг.?

        3. Какие крупные и памятные покупки были совершены в эти годы?

        4. Какие телепередачи Вашим близким наиболее запомнились?

        5. Какие фильмы, эстрадные программы, артисты были популярны тогда?

 К уроку «Политическое развитие страны в 1985-1991гг» предлагаю ученикам побеседовать с родителями по вопросам:

         1. Расспросите родных об их отношениях к внутриполитической жизни во второй половине 1980-х гг., что изменилось по сравнению с застоем? Почему, в отличие от 25 и 26 съездов партии, 19 партконференция, 1 съезд народных депутатов вызвали столь пристальное внимание людей?

          2. Каковы впечатления Ваших родных о М.С.Горбачеве? Какие его качества, поступки, высказывания вызывали всеобщие симпатии?

           3. Какие важные для Вашей семьи события произошли в середине 1980-х – начале 1990-х гг.?

            4. Как Ваши родные относятся к гласности? Требует ли гласность каких-либо ограничений?

       В ходе изучения истории семьи укрепляются психологические контакты детей и родителей, родителей и учителей, педагогика сотрудничества приобретает реальные очертания. А главное – происходит передача из поколения в поколение традиций, нравственных ценностей, толерантности, позитивного исторического опыта. Это важно, как отмечал Н.М.Карамзин: «Мудрость человеческая имеет нужду в опыте, а жизнь кратковременна».    

Категория: Мои статьи | Добавил: batakamp (19.04.2010)
Просмотров: 3713 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Прогноз погоды
GISMETEO: Погода по г.Бугуруслан
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2018 Сайт Тарасова Алексея Владимировича
Конструктор сайтов - uCoz